Большинству людей кажется, что аэробика — это спорт для женщин, направленный на похудение. Перед глазами возникает картина групповых занятий в зале или энергичные движения дома перед телевизором.
Но это далеко не так. Данным видом спорта можно заниматься всем, в том числе детям. Это очень полезно для здоровья и гармоничного развития ребенка. По сути своей детские занятия похожи на взрослый фитнес, только в упрощенной и сокращенной форме.
Упражнения разбавляются танцами под веселую музыку, а также игровыми элементами. Такой вид спорта подойдет детям любого возраста.
Особых ограничений для занятий нет. Даже если есть какие-либо хронические заболевания, как, например, астма или другие легочные заболевания, можно подобрать специальную программу с облегченной нагрузкой.
Противопоказаниями могут являться только травмы, серьезные болезни сердца, дыхательной системы, позвоночника и т.п.
Танцевальная аэробика
Для тех, кто хочет развить в ребенке музыкальность, слух, чувство ритма и пластику, а также укрепить мышцы тела в целом, подойдет танцевальная аэробика для детей.
К тому же она улучшает память и внимательность, поскольку необходимо запоминать танцевальные движения.
Обычно занятие делится на три части: разминка, основная часть и заминка.
Спортивная аэробика
Это более сложный вид аэробики. На такие занятия лучше приводить деток пяти-шести лет.
Спортивная аэробика для детей включает в себя многие элементы из гимнастики, но без акробатики.
Тренирует силу и выносливость. Развивает вестибулярный аппарат, умение владеть своим телом, формирует крепкий мышечный корсет.
Виды детской аэробики
Специалистами предлагается несколько видов аэробики, адаптированной специально для детей:
- зверо-аэробика: в ней все перемещения подобны движениям животных;
- лого-аэробика: ее особенность в одновременном выполнении упражнений и чтения четверостиший, произношения звуков;
- степ-аэробика: этот вид аналогичен взрослому, но используются индивидуальные снаряды; например, у степа высота ступеньки не больше 8 см, их ширина и длина, соответственно, 25 и 40 см; кроме того, снаряд обтянут дерматином, а сами занятия проводятся под бодрую музыку;
- футбол-аэробика: занятия ведутся с использованием специальных мячей;
- йога: упражнения только те, которые рассчитаны на детский организм;
- танцевальная аэробика: все движения выполняются в танцах;
- силовая аэробика.
Детская танцевальная аэробика
В основе этого вида аэробики лежат танцевальные движения, присущие разным стилям танцев. При этом они сочетаются с аэробными упражнениями, которые способны выполнять дети в определенной возрастной группе. Эти занятия, пожалуй, самые увлекательные для детей из всех методик оздоровительной гимнастики.
Аэробноеупражнение — любой вид физического упражнения относительно низкой интенсивности, где кислород используется как основной источник энергии для поддержания мышечной двигательной деятельности. (Википедия)
Занимаясь танцевальной аэробикой, дети развиваются гармонично физически и умственно. У них быстрее улучшается координация движений, повышается выносливость. Они становятся в большинстве последователями здорового, активного, сбалансированного образа жизни в дальнейшем.
На занятии танцевальной аэробикой
Занятия танцевальной аэробикой длятся примерно час. В это время входит:
- 10-минутная разминка;
- 40-минутные аэробные танцы: в них совмещены аэробные упражнения и танцевальные шаги, игры, хореографические элементы; все это делается под детские песни;
- 10 мин. растяжек и релаксации: за это время детский организм восстанавливается от нагрузок, которым он до этого подвергался.
Степ-аэробика для детей
Это вид аэробики различен для разных возрастных групп детей. Это понятно, ведь они очень быстро развиваются, происходят различные значимые изменения в их организме, в скелете и пр.
В этом виде аэробики используется специальная платформа, называемая степом. Для детей ее размеры несколько уменьшены: высота снижена до 8 см, ширина до 25 см, длина до 40 см. Смысл занятий вертится вокруг шагов, которые дети совершают с пола на платформу и обратно.
Занятия степ аэробикой в детском саду
Обычно дети занимаются степ-аэробикой с огромным интересом. Занятия позволяют им быстро научиться держать равновесие. Они становятся уверенными в себе, более выносливыми, начинают лучше ориентироваться в пространстве, совершать более точные движения. У них, естественно, развивается сила, ловкость, быстрота.
При разработке комплекса степ-аэробики обычно учитывают особенности детей в группе, их физическую подготовку. При этом:
- подбирают подходящие им упражнения;
- распределяют выполнение упражнений так, чтобы равномерно нагружать организм во время всей тренировки;
- планируют постепенное увеличение объема упражнений, их интенсивность и нагрузку, которую получают дети, выполняя их;
- подбирают музыку, которая будет сопровождать занятия, сделает их эмоциональнее, интереснее.
По существующей практике занятия степ-аэробикой проводятся в разных формах. К примеру, в детсадах это:
- занятия по 25…35 мин., отличающиеся оздоровительно-тренирующим характером;
- часть каких-то занятий; в этом случае для степ-аэробики отводится время в 10…14 мин.;
- утренняя гимнастика;
- показательные выступления, которые дети проводят на праздниках;
- развлечение.
Обычно один комплекс упражнений в степ-аэробике выполняется не более трех месяцев. Но и он постоянно обновляется новыми упражнениями, усложняется. Позже дети переходят к выполнению следующего комплекса. Контроль нагрузки при этом ведется по частоте пульса, который не должен превышать 150…160 уд./мин.
Правила спет-аэробики рекомендуют:
- при шаге на платформу нагружать ноги, а не спину;
- располагать ступню на платформе полностью, всей подошвой;
- не совершать резких движений;
- не работать больше минуты одной ногой, рукой.
#спортивная аэробика для детей
Этот вид аэробики кардинально отличается от всех других их видов. Это уже часть гимнастики, он, хоть и молодой, но уже считается популярным видом спорта. В перспективе он может войти в программу Олимпийских игр.
Спортивная аэробика включает упражнения, которые характерны для гимнастов. Отличие только в том, что они не содержат сложные гимнастические и акробатические элементы. Их выполняют быстро, в определенном темпе, с обязательным музыкальным сопровождением.
На тренировке по спортивной аэробике в детском фитнес-клубе «МультиСпорт» в Лужниках
Дети начинают заниматься спортивной аэробикой не раньше 5 лет. Перед приемом в секции определяют их гибкость, силу, пластику. Если их зачисляют в группу, посещать занятия нужно трижды в неделю. Со временем, конечно, и частота занятий и их интенсивность увеличиваются.
Заниматься аэробикой нужно в определенной обуви и одежде. Из обуви лучше чешки; из одежды: для девочек – купальник; для мальчиков – футболка, шорты.
Спортивная аэробика позволяет детям становиться сильнее, гибче, пластичней. Девочки, занимающиеся ею, приобретают грацию движений, красивую осанку. Мальчики смогут в совершенстве владеть своим телом, они становятся сильными и сохраняют хорошую физподготовку на долгие годы.
Степ-аэробика аэробика
Как и на взрослых занятиях в данном виде используется степ-платформа, но она меньше размером — высота около 10 сантиметров. Включает в себя набор разнообразных шагов и прыжков.
Учит быть ловкими, быстрыми и внимательными, хорошо держать равновесие. Тренирует сердечно-сосудистую систему.
Польза аэробики для детей
Ключевое преимущество аэробики для растущего организма — положительное влияние на психомоторику. Физическое развитие сочетается с формированием координации движений и способности контролировать свое тело, повышением активности.
Польза комплекса аэробных упражнений для растущего организма:
- Обучение способности делать шаги и повторения в определенном ритме, быть внимательными.
- Улучшение работы всех систем организма ребенка, особенно костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, иммунной.
- Социализация, а именно, возможность познакомиться с другими детьми, общаться в группе.
- Повышение силы и ловкости движений, способности воспринимать пространство.
- Профилактика гиподинамии, ожирения, простудных заболеваний, плоскостопия.
- Формирование уверенности в себе в общении с детьми и взрослыми.
- Нормализации обмена веществ.
- Повышение выносливости.
- Укрепление осанки.
Первоочередное значение аэробики заключается в укреплении скелета и мышц. Подросткам важны такие виды упражнений на развитие гибкости и силы, улучшение фигуры. Занятия помогают развивать самоконтроль, выдержку, целеустремленность.
Аэробика в дошкольном возрасте дополнительно выполняет роль «громоотвода» для чрезмерной двигательной активности. Занятия позволяют снизить агрессивность, которая является последствием переживаемых ребенком стрессов в детском коллективе.
Ритмические движения под музыку — полезная альтернатива сидения за компьютером или перед телевизором. Ребенок больше времени проводит со сверстниками, учится дружить. Аэробика отвлекает от дворовой компании, нередко развращающей детей.
Можно заниматься на улице, что особенно важно для снятия умственного и эмоционального напряжения. Физическая активность и свежий воздух — двойная польза для организма.
Малыши 1-1,5 года
Начинать заниматься можно уже в год-полтора. Даже для таких маленьких это очень полезно, так как физическое развитие тесно связано с интеллектуальным.
Конечно, для таких малышей упражнения будут самыми простыми и занимать мало времени. Около десяти минут деткам вполне хватит.
Часто такие фитнес-перерывы включены в программу общих развивающих занятий для малышей, чтобы сменить вид деятельности и не засиживаться.
Урок проходит обязательно в игровой форме, с использованием различной атрибутики, такой как мячи, кольца, тканевые туннели, ортопедические коврики, различные игрушки и прочее.
Движения несложные — бег, приседания, различные шаги, ползание. Такие тренировки позволяют активно подвигаться и повеселиться.
Дети 3-5 лет
Для детей постарше занятия становятся уже посложнее. Они тоже построены в виде игры, поскольку в этом возрасте дети очень активны, энергичны.
Игровая форма нацелена на то, чтобы было интересно, но при этом выполняет функцию физического развития.
К тому же помогает немного сдержать активность малышей и потратить их энергию с пользой. Ребенок учится контролировать себя и сосредотачивать внимание.
Упражнения для детской аэробики данного возраста состоят из приседаний, прыжков, элементов лежа на полу, танцевальных движений.
Также используется разнообразное оборудование — обручи, скамейки, лестницы, кубики и мячики, специальные палки и так далее.
Мышцы активно включаются в работу, развивается гибкость, координация, осуществляется профилактика плоскостопия.
Длительность таких уроков около 20-30 минут, не больше, два раза в неделю.
ПРОГРАММА ФИТНЕС-АЭРОБИКА (ДЛЯ ДЕВОЧЕК)
Тема 42-53.Степ-аэробика Ознакомление с травмоопасными упражнениями на степ-платформе. Ознакомление с различными подходами к степ-платформе. Основные исходные позиции. Овладение техникой основных шагов на занятиях по степ-аэробике.
- Базовый шаг (Basic Step). Шагом правой встать на платформу, приставить левую, шагом правой сойти с платформы и вернуться в и.п. Выполняется на 4 счета. То же с другой ноги
- Шаг ноги врозь — ноги вместе (V-Step) — выполняется так же, как в классической аэробике.
- Приставной шаг (Tap Up, Tap Down) с касанием платформы и пола вверху и внизу. Шагом правой встать на платформу, выпрямляя колено, приставить левую на полупальцы, не перенося тяжесть тела, шагом левой сойти с платформы, приставить на полупальцы правую ногу к опорной. Выполняется на 4 счета. То же с другой ноги.
- Приставной шаг с касанием на платформе на 8 счетов (Tap Up). Выполняется со сменой ноги. Шагом правой встать на платформу, приставить левую к правой, не перенося тяжесть тела, шаг левой назад, приставить правую к левой. То же с другой ноги.
- Приставной шаг со сменой ноги с касанием внизу на 8 счетов (Tap Down). Шагом правой встать на платформу, левую приставить к правой, тяжесть тела переносится на две ноги. Шагом правой сойти с платформы назад, приставить левую на полупальцы, не перенося на нее тяжесть тела. Шагом левой встать на платформу, приставить правую, шагом левой назад сойти с платформы. Возможно выполнение упражнения с левой ноги. Подход при выполнении: спереди, с конца, сверху.
- Касание платформы носком свободной ноги или всей стопой (Step Tap). Сгибая правую ногу, коснуться стопой (носком) платформы, приставить к левой, вернуться в и.п. То же другой ногой. Выполняется на 2 счета.
- Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (Knee up). Упражнение выполняется так же, как в классической аэробике.
- Шаги с подъемом на платформу и махом другой вперед (Lift Front), в сторону (Side), назад (Back).
- Шаги с подъемом на платформу с согнутой назад ногой (Leg Curl).
- Подъем на платформу с киком (Kick) свободной ноги.
- Шаги ноги вместе, ноги врозь (Straddle Up). Из и.п. стойка ноги врозь (степ между ногами) — шаг правой на платформу, приставить левую, одновременно выпрямляя ноги. Поочередно шагом правой и левой ноги сойти с платформы. Движение выполняется на 4 счета. Подход выполняется в продольной относительно платформы стойке.
- То же, что в упр. 11, но выполняется из о.с. на платформе (Straddle Down).
- Шаг с поворотом (Turn Step). И.п. — стойка боком к платформе. Шаг левой на платформу, приставить правую с поворотом спиной к основному направлению (продольно платформе), стойка ноги врозь. Шаг правой назад, разворачиваясь по диагонали, шаг правой назад с платформы, приставить левую, вернуться в и.п. То же с другой ноги. Подход при выполнении: в диагональном направлении с угла платформы.
- Шаг через платформу (Over the Top). Из положения стоя боком к платформе (продольно) шагом правой в сторону встать на платформу, приставить левую, шагом правой сойти с платформы (по другую сторону), приставить левую. То же с другой ноги. Подход при выполнении: сбоку в продольной стойке относительно платформы.
- Шаги в диагональном направлении из угла в угол платформы (Corner to Corner).
- Шаги через платформу в продольном направлении (Across).
- Шаги через платформы скрестным шагом.
- Выпады (Lunges) в сторону и назад. Выполняются в продольной или поперечной к платформе стойке. Технические требования к выполнению — те же, что в классической аэробике: пятку не опускать на пол. Подход при выполнении: сверху. Варианты: повторное выполнение с одной ноги; выполнение со сменой ноги.
- Приставные шаги — ноги вместе, ноги врозь (T-Step). Из поперечной стойки в конце платформы — сделать шаг правой вперед, приставить левую (на платформу), выполнить шаг правой вправо, затем левой влево. Принять положение стойки ноги врозь (степ между ног). То же в обратном направлении. Выполняется на 8 счетов. То же с другой ноги. Подход при выполнении: с конца и по обе стороны платформы.
- Шаги углом (L-Step). Стоя у конца платформы в продольном направлении — шаг правой, затем левой на платформу. Выполнить шаг правой в сторону. Сойти с платформы, приставить левую к правой. Выполняется на 4 счета. То же с левой ноги с другого конца платформы. Подход при выполнении: спереди и с конца.
- U-Step. То же, что в упр. 9, но с небольшим продвижением вперед. Подход при выполнении: сбоку, с конца.
- Шаг с поворотом на 90° со сгибанием ноги вперед и подскоком на опорной (1/4 Hop Turn). Стоя на двух ногах у третьей части платформы (продольно). Шагом правой встать на платформу, сгибая левую вперед, выполнить поворот направо. Шагом левой назад сойти с платформы, приставить правую к левой. Выполняется на 4 счета. То же с другой ноги с другой трети платформы. Подход при выполнении: сбоку, с края, с угла, по сторонам (конечное положение — стойка ноги врозь). Варианты: из и.п. — стоя по диагонали с края платформы;с поворотом на 180° с различным подходом (Hop Turn).
- A-Step. Встать лицом к платформе у края в продольном направлении. Шагом правой в центр платформы, приставить левую к правой, сделать шаг правой назад по диагонали. Сойти с платформы, приставить левую к правой. Выполняется на 4 счета. То же с другой ноги. Подход при выполнении: спереди, с конца.
- То же, что в упр. 23, но с подскоком: А. Leap 1 — наскок на платформу на одну ногу, приставить другую, сойти с платформы шагом. B. Leap 2 — наскок на платформу. После шага на второй счет, сойти с платформы шагами. C. Run-Run — сочетание элементов упражнений А и Б (Double leap). D. Хоп-шаг с последующим подскоком.
- Прыжки. Выполняются толчком двух ног с приземлением на две ноги или с одной ноги с приземлением на две ноги на платформу.
Примерные положения и движения руками
- Руки на пояс.
- Сгибание — разгибание рук в локтевых суставах.
- Сгибание — разгибание рук во фронтальной плоскости («гребля»).
- Сведение — разведение рук.
- Сгибание — разгибание рук в стороны.
- Руки на пояс, удар рукой в диагональном положении.
Тема 54-65. Фитбол- аэробика Освоение техники базовых шагов фитбол-аэробики:
- Приставной шаг (step—touch). И.п.- сидя на фитболе, ноги вместе, колени над стопами, угол между туловищем, бедрами и коленями составляет 90-100 градусов. Приставные шаги в сторону, по квадрату, с поворотом направо, налево, кругом;
- Шаг—касание (touch—step). И.п.- то же, отведение ноги в сторону (вперед) — на носок;
- Марш (march). И.п.- то же, ходьба на месте с продвижением вперед, назад, по диагонали, ходьба с пружинным движением. Ходьба с поворотом направо (налево), кругом, полный круг;
- Твист (twist). И.п.- то же, прыжки на двух ногах со скручиванием бедер;
- Прыжок ноги врозь-вместе (jumping—jach). И.п.- то же, прыжок ноги врозь-вместе;
- Выпад (lange). И.п.- то же, выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги;
- Махи ногами (kick). И.п.- то же, сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше;
- Подъём колена вверх (kneeup, kneelift). Сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше.
Комплекс фитбол — гимнастики № 1:
- Мостик на мяче И.п.: сидя спиной к мячу 1 -2-3-4 перекаты
- Повороты туловища И..л: стоя на коленях, руки на мяче 1-поворот тела влево, снимая одну руку вниз 2-и.п. 3-поворот тела вправо 4-и.п.
- Наклоны И.п.: сидя на мяче ноги врозь 1-2-3 наклон к левой ноге 4-и.п. 5-6-7 наклон к правой ноге 8- и.п.
- Перекат мяча И.п.: лежа на полу, ноги на мяче 1 -2-3 подкаты мяча к себе 4- и.п.
- Кувырок И.п.: лежа на мяче животом 1 -2-3-4 перекат вперед с переворотом через голову
- Нырок И.п.: присед у мяча 1 -2 перекат вперед сгибая руки 3-4 и.п.
Комплекс фитбол -гимнастики №2
- И.п.: сед на мяче, руки вперед плавные движения руками вверх в стороны по кругу Наклоны туловища в стороны с движением рук Наклоны вперед прогнувшись, вниз, назад.
- И.п.: лежа на животе 1-3- равновесие в прогибе 4-И.п.
- И.п.: то же 1-4 — перекаты вперед с выходом в упор на согнутых руках 5-8-И. п.
- И.п. : тоже 1-2-перекат вперед 3-мах правой 4-И.п.То же другой ногой
- И.п.: лежа боком на мяче с опорой на правую руку 1 -2- мах левой ногой влево 3-4-И.п. То же другой ногой
- И.п.: то же. Махи вперед-назад
- И.п.: лежа па спине с опорой рук Перекаты вперед-назад в прогибе
- И.п.: сидя спиной к мячу поочередные махи ног вверх
- И.п.: лежа на спине захватив мяч ногами. 1-4-перекат назад поднимая мяч над головой 5-8- перекат в И.п. Стараться не терять мяч
- И.п.: о.с. мяч у ног. Поднять мяч вверх, потянуться и наклониться в И.п.
Тема 66-77.Танцевальная аэробика Овладение широким диапазоном танцевальных средств — в стиле фанданс, хип-хопа и латина. Освоение техники основных базовых танцевальных шагов:
- Шаг вперед, назад — шаг правой (левой) вперед, левая (правая) приставляется к правой (левой), но стопы остаются на расстоянии. Особенность техники — небольшие пружинные движения ногами;
- Шаги в сторону — шаг правой (левой) в сторону, левая (правая) приставляется с переносом тяжести тела на нее, возможно многократное выполнение в одну сторону, с изменением напрпвления, с выполнением полуприседа, с подпружиниванием коленями внутрь — наружу;
- Скачки вперед — назад- выполняется на шагах и подскоках: правой вперед, вернуться на левую ногу назад, приставить правую к левой, аналогично с другой ноги;
- «Тач» в сторону — шаг правой в сторону (в стойку ноги врозь), приставить правую к левой, то же с другой ноги (в другую сторону);
- «Тач» вперед-назад — выставление правой ноги вперед на носок (или пятку), приставить правую к левой, перенося тяжесть тела на нее, выставить левую назад на носок;
- Скользящие шаги — выполняются на месте с продвижением вперед, назад, с поворотом;
- «Кик» — махи вперед, в сторону, назад;
- Прыжки на двух ногах — вертикальный прыжок толчком двух с приземлением на две;
- Прыжки в выпадах — шагом правой (левой) вперед, прыжок толчком двумя, сменить положение ног — левую (правую) вперед и приземлиться на две ноги;
- Прыжок ноги врозь, ноги вместе — 1- прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе; 2- пауза;
- Прыжок ноги врозь, ноги скрестно — движение аналогично предыдущему, но заканчивается в скрестной стойке правая или левая впереди;
- Прыжок согнув ноги — выполняется толчком двумя с приземлением в стойку ноги врозь, с некоторой «затяжкой», фиксацией позы ноги в группировке во время фазы полёта и быстрого разведения ног перед приземлением. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле. Овладение принципом контраста, используя элементы в положении стоя, прыжки в сочетании с партерными элементами. Ознакомление с партерными упражнениями, характерными стилю фанданс и хип-хоп.
Тема 78- 89.Аэробика силовой направленности Освоение техники силовой подготовки на занятиях аэробикой, в которой рассматриваются значение силовой тренировки для оздоровления, улучшения телосложения, общие физиологические сведения по теории мышечного сокращения, анатомическому принципу, а также на основе законов кинезиологии:
- упражнения для мыщц стопы и голени;
- упражнения для мышц передней поверхности бедра;
- упражнения для задней поверхности бедра;
- упражнения для приводящих мышц бедра;
- упражнения для приводящих, отводящих мышц бедра и мышц таза;
- упражнения для разгибателей бедра;
- упражнения для мышц бедра, таза, спины;
- упражнения для прямых мышц живота;
- упражнения для мышц спины;
- упражнения для спины, плечевого пояса , рук;
- упражнения для мышц груди, плечевого пояса, рук.
Овладение упражнениями с резиновыми амортизаторами, эспандером, гантелями и на тренажерах.
Тема 90-95.Шейпинг с гантелями Комплекс упражнений №1
1. И.п.: основная стойка гантели к плечам 1,2.гантели вперед 3,4 — гантели в стороны 5,6-гантели вверх 7.8-и.п. 2. И.п. -основная стойка гантели на пояс,1-2- движения головой по кругу гантели перед грудью3-4 — в другую сторону. 3. И.п.- гантели перед грудью рывки руками в стороны 4. И.п.- о.с., гантели вперёд. Приседания. 5. И.п.-то же, наклоны в стороны гантели вверх 6. И.п. — ш.с. прыжки. 7. И.п.- ходьба с восстановлением дыхания. 8. И.п. — о.с., круговые движения туловища 9 — 10. И.п. — то же, наклоны 11. И.п.- то же, выпады вперед, гантели в стороны 12. И.п. -стойка ноги врозь, махи ногой с выпадами 13-14. Прыжки, ходьба 15-20. Упражнения в седле 21-30. Упражнения в положении лежа.
Комплекс упражнений №2 1. И.п.: основная стойка гантели к плечам 1,2. — гантели вперед 3,4 — гантели в стороны 5,6 — гантели вверх 7.8-и.п 2. И.п.- о.с., гантели перед грудью. рывки согнутыми руками в стороны — назад. 3. И.п — ш.с., гантели вверх. Круговые движения туловищем в право и в лево. 4. И.п. — то же . Наклоны вперёд. 5. И.п. — то же с поворотами вправо и влево. 6. И.п. — узкая стойка. Приседания, гантели вперёд. 7. И.п. — то же. Приседания и наклоны. 8. И.п. — стоя у опоры. Махи согнутыми ногами, гантели на колене. То же прямыми ногами. 9. И.п. — упор стоя у опоры. Переминания с ноги на ногу. 10. Прыжки на двух. Ходьба. 11-15. Упражнения сидя. Наклоны, на пресс, спину. 16. И.п. — сед ноги врозь. Глубокие наклоны вперёд, гантели за головой. 17. И.п. — выпад правой вперёд, гантели на колене. Пружинистые покачивания с переходом на другую ногу. 18. И.п. — полушпагат. Наклоны назад, гантели вверх. 19. И.п. — опускание в шпагат с помощью партнёра. 20. Вис на перекладине — растяжка позвоночника. 30сек. — 2 минуты (максимум). 21 — 25. Упражнения на силовых тренажёрах.
Тема 96-101. Стретчинг с элементами йоги Ознакомление с основными асанами йоги — в положении стоя (поза «горы», поза «дерева», поза вытянутого треугольника, поза воина, поза Тадасана, наклон вперед прогнувшись, ноги вместе, руки параллельно полу, наклон вперед прогнувшись в стойке, ноги врозь, правая (левая) впереди, руки впереди или назад, поза «орла», поза «силы»); — в положении сидя ( «легкая» поза – сед со скрещенными ногами, поза «лотоса», поза «героя», поза «головы коровы», поза «горы», поза «посоха», в седе с прямыми ногами наклон вперёд, прогнувшись с захватом указательным и средним пальцами рук больших пальцев стоп, наклон вперед в положении ноги врозь, руки вперед или в сторону, наклон вперед, одна нога согнута, колено лежит на полу, наклон вперед с ногой согнутой назад. — в положении лежа (поза «рыбы», поза с поднятыми ногами, коленная поза, лежа на спине с согнутыми назад ногами, поза «кобры», поза «лука»); — с поворотом туловища – скручиванием (в положении стоя с наклоном вперед, в положении седа ноги врозь, олна нога согнута, повороты туловища выполняются в седе в стороны согнутой ноги, правая согнута, поворот направо); — в положении упоров («собака», «кошка», упор на стопы и предплечья, мост в положении лежа). Ознакомление с релаксацией и медитацией.
Тема 102. Итоговое занятие. Диагностика в конце года.
КАЛЕНДАРНО-ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема учебного занятия | Количество часов | Дата |
1 | Правила поведения и техника безопасности на занятиях. | 1 | |
2 | Диагностика | 1 | |
3 | Упражнения на развитие правильной осанки | 1 | |
4 | Упражнения на развитие правильной осанки | 1 | |
5 | Упражнения на развитие правильной осанки | 1 | |
6 | Упражнения на развитие правильной осанки | 1 | |
7 | Ритмическая гимнастика | 1 | |
8 | Ритмическая гимнастика | 1 | |
9 | Ритмическая гимнастика | 1 | |
10 | Ритмическая гимнастика | 1 | |
11 | Упражнения на развитие гибкости (стретчинг) | 1 | |
12 | Упражнения на развитие гибкости (стретчинг) | 1 | |
13 | Упражнения на развитие гибкости (стретчинг) | 1 | |
14 | Упражнения на развитие гибкости (стретчинг) | 1 | |
15 | Силовые упражнения для мышц, рук, ног, пресса | 1 | |
16 | Силовые упражнения для мышц, рук, ног, пресса | 1 | |
17 | Силовые упражнения для мышц, рук, ног, пресса | 1 | |
18 | Силовые упражнения для мышц, рук, ног, пресса | 1 | |
19 | Скипинг. Упражнения со скакалкой | 1 | |
20 | Скипинг. Упражнения со скакалкой | 1 | |
21 | Скипинг. Упражнения со скакалкой | 1 | |
22 | Скипинг. Упражнения со скакалкой | 1 | |
23 | Базовые шаги аэробики | 1 | |
24 | Базовые шаги аэробики | 1 | |
25 | Базовые шаги аэробики | 1 | |
26 | Базовые шаги аэробики | 1 | |
27 | Базовые шаги аэробики | 1 | |
28 | Базовые шаги аэробики | 1 | |
29 | Базовые шаги аэробики | 1 | |
30 | Классическая аэробика | 1 | |
31 | Классическая аэробика | 1 | |
32 | Классическая аэробика | 1 | |
33 | Классическая аэробика | 1 | |
34 | Классическая аэробика | 1 | |
35 | Классическая аэробика | 1 | |
36 | Классическая аэробика | 1 | |
37 | Классическая аэробика | 1 | |
38 | Классическая аэробика | 1 | |
39 | Классическая аэробика | 1 | |
40 | Классическая аэробика | 1 | |
41 | Классическая аэробика | 1 | |
42 | Степ-аэробика | 1 | |
43 | Степ-аэробика | 1 | |
44 | Степ-аэробика | 1 | |
45 | Степ-аэробика | 1 | |
46 | Степ-аэробика | 1 | |
47 | Степ-аэробика | 1 | |
47 | Степ-аэробика | 1 | |
49 | Степ-аэробика | 1 | |
50 | Степ-аэробика | 1 | |
51 | Степ-аэробика | 1 | |
52 | Степ-аэробика | 1 | |
53 | Степ-аэробика | 1 | |
54 | Фитбол-аэробика | 1 | |
55 | Фитбол-аэробика | 1 | |
56 | Фитбол-аэробика | 1 | |
57 | Фитбол-аэробика | 1 | |
58 | Фитбол-аэробика | 1 | |
59 | Фитбол-аэробика | 1 | |
60 | Фитбол-аэробика | 1 | |
61 | Фитбол-аэробика | 1 | |
62 | Фитбол-аэробика | 1 | |
63 | Фитбол-аэробика | 1 | |
64 | Фитбол-аэробика | 1 | |
65 | Фитбол-аэробика | 1 | |
66 | Танцевальная аэробика | 1 | |
67 | Танцевальная аэробика | 1 | |
68 | Танцевальная аэробика | 1 | |
69 | Танцевальная аэробика | 1 | |
70 | Танцевальная аэробика | 1 | |
71 | Танцевальная аэробика | 1 | |
72 | Танцевальная аэробика | 1 | |
73 | Танцевальная аэробика | 1 | |
74 | Танцевальная аэробика | 1 | |
75 | Танцевальная аэробика | 1 | |
76 | Танцевальная аэробика | 1 | |
77 | Танцевальная аэробика | 1 | |
78 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
79 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
80 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
81 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
82 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
83 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
84 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
85 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
86 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
87 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
88 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
89 | Аэробика силовой направленности | 1 | |
90 | Шейпинг с гантелями | 1 | |
91 | Шейпинг с гантелями | 1 | |
92 | Шейпинг с гантелями | 1 | |
93 | Шейпинг с гантелями | 1 | |
94 | Шейпинг с гантелями | 1 | |
95 | Шейпинг с гантелями | 1 | |
96 | Стретчинг с элементами йоги | 1 | |
97 | Стретчинг с элементами йоги | 1 | |
98 | Стретчинг с элементами йоги | 1 | |
99 | Стретчинг с элементами йоги | 1 | |
100 | Стретчинг с элементами йоги | 1 | |
101 | Стретчинг с элементами йоги | 1 | |
102 | Итоговое занятие. Диагностика | 1 |
Используемая литература
- Гудселл Энн «Фитнес, шаг за шагом». Мир книги. М.-2001г.
- Крючек «Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий». Олимпия PREES, М. 2001г.
- Лисицкая Т.С. Курс лекций «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе» — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Остин Дениз «Пилатес для Вас» Попурри. Минск 2004г.
- Ростова В.А., Ступпкина М.О. «Оздоровительная аэробика» СПБ «Высшая административная школа», 2003г.
- Струджес Стивен «Практическая йога». Мир книги. М,-2003.
- Эйствин Г., Приза О. «Фигура мирового стандарта». М-2000г.
…ПредыдущаяВ начало…
Дошкольники 5-6 лет
Аэробика для детей дошкольного возраста приближена к взрослым программам. Упражнения усложняются и становятся более разнообразными.
На тренировке используются наклонные плоскости, маты, скакалки, фитболы. Добавляются сложные задания, как, например, кувырки, эстафеты. Становится больше кардионагрузок.
Продолжительность занятий аэробикой для детей 5-6 лет составляет 30-40 минут 2-3 раза в неделю. Они могут разбавляться танцевальными элементами, но упор идет на укрепление мышц и развитие физических возможностей.
Также бывают упражнения, развивающие логику. Дети учатся работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
Тем не менее элементы игры сохраняются. Это позволяет сохранить заинтересованность и желание приходить на тренировки снова.
Школьники 7-11 лет
В этом возрасте у ребят снижается физическая активность, поскольку приходится сидеть на уроках в школе, затем выполнять домашние задания сидя за столом. Школьных уроков физкультуры оказывается недостаточно, чтобы держать мышцы в тонусе и сохранять прежний обмен веществ.
Данные обстоятельства могут привести даже к ожирению, что негативно сказывается на детском здоровье. При этом потребности организма в движении только возрастают. Прекрасным выходом будет детская аэробика.
Программа тренировок для начального школьного возраста включает довольно сложные элементы — гимнастические, танцевальные, силовые.
Включаются упражнения на равновесие, различные прыжки, вращения, висы. Возможно использование специальных детских тренажеров. Пользоваться ими обязательно должен научить тренер.
Тренировка занимает в среднем 40-45 минут. Она не должна быть монотонной, упражнения подбираются разные по интенсивности.
Развивается скорость, ловкость, сила, гибкость и укрепляются все мышцы тела.
В 7-11 лет физические качества могут развиться максимально, поскольку нервная система к этому возрасту уже достаточно зрелая.
Дети эмоциональны, быстро реагируют, что позволяет лучше, точнее и в довольно короткие сроки осваивать новые навыки.
Можно принимать участие в соревнованиях, а победы и призовые места придают уверенности в своих силах.
Из чего состоит такая физкультура для детей
Существует несколько комплексов упражнений, используемых в детской фитнес-программе для дошкольников. Они так же полезны, как и шейпинг и фитбол. Обратим внимание на один из них. Рассматриваемый нами комплекс занятий состоит из следующих этапов:
- Становятся прямо. Ноги должны быть расставлены на ширине плеч. Далее поочерёдно подымают праву и левую ногу. Поднятую ногу необходимо согнуть в колене и дотронуться до локтя руки. При подъёме правой ноги, дотрагиваемся до правой руки. Соответственно при сгибании левой ноги, касаемся левой руки. Такое упражнение следует выполнять минимум шесть раз.
- При выполнении второго упражнения также необходимо стать прямо. Ноги расставляют на разные стороны. При этом кисти рук следует разместить на талии. Вначале левую ногу немного сгибают в колене. Правая нога при этом должна легонько коснуться пола. Затем праву ногу следует сгибать в колене, а носочком левой ноги коснутся пола. Следует повторить 10 раз, 5 раз в одну сторону и пять в другую.
- Следующее упражнение выполняют уже лёжа на животе. Лечь необходимо на пол. Вытянутые руки и ноги одновременно подымают вверх. В таком положении тело должно пробыть не менее 2 секунд. Это интересное упражнение за одно занятие повторяют до шести раз.
- Далее в руки следует взять специальную гимнастическую палку. Для выполнения требуется встать ровно и выпрямиться. Гимнастическую палку при этом держат внизу. Затем поочерёдно следует попытаться перешагнуть через неё. Вначале левой ногой, а потом и правой.
- При выполнении этого упражнения становятся прямо. Ноги расставляют в стороны, а руки кладут на пояс. Выполнение заключается в приседании на носки. При этом спина ровная, руки вытянуты вперёд. Оно занятие должно состоять не менее из 6 таких приседаний.
- Упражнение выполняется в положении лёжа. Ложатся также на пол, только теперь на спину. Чтобы получилось выполнить, необходимо согнуть ноги в коленях и обхватить их руками. Суть упражнения заключается в перекачивании на спине вперёд и назад. Во время перекачивания голова обязательно должна быть приподнята.
- Последнее упражнение, на которое будет обращено внимание — это прыжки. Ребёнок становится прямо, ноги разводятся в стороны. Во время прыжков вверх, хлопают руками над головой. Требуется выполнить за один раз не менее пяти прыжков.
Подростки 12-16 лет
Ребята совсем повзрослели, они активно растут, а мышцы не успевают за скоростью роста. К тому же в этом возрасте происходит половое созревание, все системы в организме начинают работать по-новому. Физически развиваться и выглядеть гармонично поможет аэробика.
Теперь дети могут контролировать возбудимость нервной системы и лучше концентрироваться. На тренировках акцент делается на силу, выносливость и гибкость, укрепление мышечного корсета.
Добавляются сложные гимнастические элементы, в том числе акробатические. Практикуется как самостоятельная работа, так и в паре или команде.
Возможно использование взрослых тренажеров, но только без осевой нагрузки. Позвоночник еще незрелый в растущем организме, поэтому упражнения вроде приседов и тяг опасны.
Тренировки не должны занимать больше одного часа, 2-3 раза в неделю. В них обязательно нужно включать разминку в начале и растяжку в конце, а также кардиотренировки.
Немного о музыкальном сопровождении
Музыка на тренировках — это не просто фон. Она задает темп, ритм, бодрит, придает сил и добавляет хорошего настроения. Поэтому музыка для детской аэробики играет немаловажную роль в построении занятия.
Музыку подбирает тренер, исходя из возраста занимающейся группы и вида аэробики. В первую очередь нужно выбрать темп. От этого зависит скорость выполнения элементов:
- Танцевальная аэробика подразумевает бодрую, веселую музыку, под которую можно весело потанцевать;
- Для спортивной подойдет более спокойная музыка, позволяющая сосредоточиться на выполнении упражнений;
- Музыкальное сопровождение для степ-аэробики лучше выбрать с четким ритмом, и довольно высоким темпом.
Для маленьких деток плей-лист составляется из детских песен, в том числе знакомых мелодий из мультфильмов.
Также для малышей существуют специальные песенки с движениями, когда нужно слушать что поется и повторять.
Главное, чтобы дети получали удовольствие от музыки, занятий в целом и шли в зал с радостью.
Польза
Пользу от занятий аэробикой сложно переоценить. Она положительно влияет на самые разные стороны развития ребенка:
- В первую очередь улучшает физическое развитие — крепкие мышцы, сила и гибкость, красивая фигура, ровная осанка, отсутствие плоскостопия, здоровая спина и опорно-двигательный аппарат в целом;
- Тренирует умение хорошо управлять своим телом, координацию и выносливость;
- Помогает потратить энергию, которой у детей очень много, направив ее на полезное дело. Благодаря этому дети становятся более усидчивыми и внимательными, хорошо и крепко спят;
- Оздоравливает все системы организма — дыхательную, сердечно-сосудистую, улучшает обмен веществ. Исключает возможную проблему появления ожирения (преимущественно у школьников, которые мало двигаются, сидя на уроках, делая домашние задания и проводя время за компьютерами и гаджетами);
- Укрепляет иммунитет
Плюсы
Польза аэробики для детей огромна. С ее помощью можно приучить малышей к активному образу жизни и отвлечь от «улицы» или компьютеров. При этом дети укрепляют свое здоровье, становятся сильнее и общаются со сверстниками — единомышленниками.
Аэробика помогает предотвратить заболевания, которые влечет за собой малоподвижный образ жизни — проблемы с лишним весом или сердцем.
Дошкольники легко возбудимы, а такой спорт как аэробика помогает направить их активность и чрезмерную энергию в правильное русло.
Аэробика тренирует самоконтроль. Дети более старшего возраста готовы справиться с более сложными упражнениями. Благодаря этому развивается такие важные качества, как: выдержка, усилие и целеустремленность.
В отношении здоровья аэробика захватывает все важные области организма:
- укрепляет мышечную, костную и опорно-двигательную системы;
- улучшает работу суставов;
- тренирует органы дыхания;
- повышает иммунитет;
- формирует правильную осанку;
- предупреждает плоскостопие за счет работы мышц голени и стопы и застойных процессов в организме;
- оптимизирует обмена веществ;
- улучшает координацию движений, силу и выносливость к физическим нагрузкам;
- повышает активность и жизнерадостность.
Плюс аэробики еще и в том, что ею можно заниматься на открытом воздухе. Умеренные физические упражнения на свежем воздухе — вдвойне полезны.
Детям школьного возраста аэробика помогает снять умственное напряжение после уроков в школе.